Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» _______________________________________________________________________ 624140 Свердловская обл. г. Кировград, ул. Набережная 2-а тел/факс 8(343-57) 6-01-44 e-mail: mkdou4skazka@mail.ru ИНН 6616006240 КПП 661601001 БИК 046515000 ОГРН 1036600920025 Обсуждено на Педагогическом совете МАДОУ детский сад № 4 «Сказка» Протокол № 03 от «03» мая 2023г Введено в действие Приказ № 44 от «04» мая 2023г Заведующий МАДОУ детский сад № 4 «Сказка» _________________ И.В.Драчкова Обсуждено на Родительском комитете МАДОУ детский сад № 4 «Сказка» Протокол № 3 от «03» мая 2023г Положение о взаимодействии с семьями воспитанников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» (новая редакция) 1 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» в соответствии Конвенцией о правах ребенка ООН, Конституцией РФ, Федеральным закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Федеральными Государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденным приказом Министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013г № 1155, Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка». 1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» (далее по тексту Детский сад) и вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство детского развития в Детском саду. 1.3.В основе взаимодействия Детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги Детского сада. 1.4.Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников Детского сада. 1.5.Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы Детского сада с семьей, документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия. 1.6.Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время. 2. Основные направления, цели и задачи взаимодействия 2.1.Основные направления взаимодействия: работа с сотрудниками Детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников; повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников и формирование традиций семейной культуры; изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров; 2 вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом. 2.2.Цели взаимодействия: создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность; сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов Детского сада; Индивидуальная поддержка развития детей в семье. 2.3. Основные задачи взаимодействия: организация сотрудничества Детского сада с семьей; установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника Детского сада; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки; оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития; взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации) активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях; выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников Детского сада к традиционной культуре; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников и повышение 3 эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей; гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга; повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка; повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социальнокоммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого, технического развития детей; создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей. 3.Основные принципы взаимодействия с семьей 3.1. Планирование работы по взаимодействию Детского сада с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами. 3.2. Основные принципы работы Детского сада: принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «Детский сад – семья»; принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия; принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка. принцип непрерывности преемственности между Детским садом и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения; принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в Детском саду эмоционально- благоприятной атмосферы; принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт Детского сада, официальная страница в VK); принцип доброжелательности всех участников содружества; принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной программы Детского сада не допускается никакого принуждения). принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических 4 ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре; принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах); принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников Детского сада на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника; принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия». 4. Организация работы по взаимодействию с семьёй 4.1.Разрабатывается план работы по организации взаимодействия Детского сада с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет Детского сада. Его содержание определяется задачами, стоящими перед Детским садом и конкретными условиями работы. 4.2.Организация взаимодействия Детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы: изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей; группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы; составление программы совместных действий педагога и родителей (законных представителей); анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. 4.3. Требования к организации взаимодействия Детского сада и семьи: целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников); планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка); конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей). 4.4.Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия Детского сада и семьи: сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией 5 работы со всеми родителями (законными представителями) группы; взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников Детского сада; одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения; обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей; учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры; ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников Детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным представителям) воспитанников Детского сада. 4.5.Методы и формы организации взаимодействия с родителями: посещение семей на дому; анкетирование; наглядная пропаганда педагогических знаний; родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинарыпрактикумы; презентации опыта работы; дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности); круглые столы; деловые игры; тренинги; почта доверия; семейные проекты; творческие проекты; тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы; вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей); совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли. 4.6.Организация методической работы с педагогами: 6 семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностно- ориентированного общения детей и взрослых в семье и Детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей). 4.7.Методы и приемы сотрудничества Детского сада с семьей: методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов реализации, корректировки; методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль); методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка). 5. Внутреннее и внешнее взаимодействие Детского сада и семьи 5.1.Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей) воспитанников. 5.2.Условия внутреннего взаимодействия: создание в Детском саду атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки; переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга; соблюдение принципа единства воспитательных воздействий Детского сада и семьи; тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога. 5.3.Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива Детского сада с общественными и социальными структурами. 6. Обязательства Детского сада в рамках взаимодействия с семьями воспитанников 6.1.Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской 7 Федерации, а также образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность. 6.2.Обеспечивать открытость дошкольного образования. 6.3.Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности. 6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в развитии, воспитании детей, охране и укреплении их здоровья. 6.5.Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 6.6.Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией. 7. Критерии оценки эффективности взаимодействия Детского сада с семьей 7.1.Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему Детского сада, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. 7.2.Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей). 7.3.Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону. 7.4.Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в Детском саду. 7.5.Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи Детского сада в педагогической деятельности. 7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о воспитании детей в Детском саду. 7.7.Критерии анализа годового плана: планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год; учет интересов и запросов родителей (законных представителей) 8 воспитанников при планировании содержания мероприятий; разнообразие планируемых форм работы; планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам Детского сада в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.); выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников; выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в Детском саду. 7.8. Критерии анализа планов образовательной работы педагогов: планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей (законных представителей) воспитанников; разнообразие планируемых форм работы с семьей. 7.9.Критерии анализа протоколов родительских собраний: разнообразие тематики и форм проведенных собраний; отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей); учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при организации последующих мероприятий в Детском саду. 8. Контроль 8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной образовательной программы Детского сада. 8.2. Контроль над организацией взаимодействия Детского сада с семьями воспитанников осуществляется заведующим и старшим воспитателем Детским садом. 8.3.Старший воспитатель в рамках контроля имеет право: посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об этом воспитателя; изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников по производственной необходимости; привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в Детском саду. 9 9. Документация 9.1.Каждый педагогический работник Детского сада имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников. 9.2.В перечень документации включены: планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по Детскому саду на учебный год; протоколы групповых родительских собраний; конспекты мероприятий; отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге; протоколы заседаний родительского комитета. 9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности. 9.4.Документация хранится в Детском саду в течение 3 лет. 10. Заключительные положения 10.1.Настоящее Положение о взаимодействии Детского сада с семьями воспитанников является локальным нормативным актом, обсуждается на Педагогическом совете и Родительским комитетом, вводится в действие приказом заведующего Детского сада. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3.Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения. 10.4.После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 10