Положение о взаимодействие с семьей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский
сад комбинированного вида № 4 «Сказка»
_______________________________________________________________________
624140 Свердловская обл. г. Кировград, ул. Набережная 2-а
тел/факс 8(343-57) 6-01-44 e-mail: mkdou4skazka@mail.ru
ИНН 6616006240 КПП 661601001 БИК 046515000 ОГРН 1036600920025
Обсуждено на
Педагогическом совете
МАДОУ детский сад № 4 «Сказка»
Протокол № 03
от «03» мая 2023г

Введено в действие
Приказ № 44 от «04» мая 2023г
Заведующий
МАДОУ детский сад № 4
«Сказка»
_________________ И.В.Драчкова

Обсуждено на
Родительском комитете
МАДОУ детский сад № 4 «Сказка»
Протокол № 3
от «03» мая 2023г

Положение
о взаимодействии с семьями воспитанников
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка»
(новая редакция)

1

1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано для
Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад
комбинированного вида № 4 «Сказка» в соответствии Конвенцией о правах
ребенка ООН, Конституцией РФ, Федеральным закона Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
Федеральными
Государственными
образовательными
стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденным
приказом Министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013г №
1155,
Уставом
Муниципального
автономного
дошкольного
образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 4
«Сказка».
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» (далее по тексту Детский
сад) и вводится в целях организации новых форм работы с родителями
(законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство
детского развития в Детском саду.
1.3.В основе взаимодействия Детского сада и семьи лежат
сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги Детского сада.
1.4.Настоящее Положение определяет концептуальные основы
взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи,
принципы, механизмы и направления совместной деятельности для
обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных
ориентиров у воспитанников Детского сада.
1.5.Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы
взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности
работы Детского сада с семьей, документацию, регламентирует контроль
осуществления взаимодействия.
1.6.Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в
рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи взаимодействия
2.1.Основные направления взаимодействия:
 работа с сотрудниками Детского сада по организации взаимодействия
с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с
родителями (законными представителями) воспитанников;
 повышение педагогической культуры родителей (законных
представителей) воспитанников и формирование традиций семейной
культуры;
 изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области
формирования ценностных ориентиров;
2

 вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в
деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная
работа по обмену опытом.
2.2.Цели взаимодействия:
 создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности и поддержка родителей (законных
представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их
здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность;
 сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и
педагогов Детского сада;
 Индивидуальная поддержка развития детей в семье.
2.3. Основные задачи взаимодействия:
 организация сотрудничества Детского сада с семьей;
 установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
Детского сада;
 создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимной поддержки;
 оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья,
в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений их развития;
 взаимодействие с родителями (законными представителями)
воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного
вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей
на основе выявления потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи;
 осуществление консультативной поддержки родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в
том числе инклюзивного образования (в случае его организации)
 активизация и обогащение воспитательных умений родителей
(законных представителей) воспитанников, поддержка их уверенности
в собственных педагогических возможностях;
 выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами
приобщения воспитанников Детского сада к традиционной культуре;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей.
 выявление эффективных форм сотрудничества с родителями
(законными представителями) воспитанников и повышение
3







эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области
формирования базиса личностной культуры детей;
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание
помощи в организации семейного досуга;
повышение
правовой
грамотности
родителей
(законных
представителей) воспитанников в области защиты прав и достоинств
ребенка;
повышение педагогической компетентности и воспитательной
культуры родителей (законных представителей) воспитанников по
всем фундаментальным основам воспитания: физического, социальнокоммуникативного, художественно-эстетического, познавательного,
речевого, технического развития детей;
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.
3.Основные принципы взаимодействия с семьей

3.1. Планирование работы по взаимодействию Детского сада с
семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы Детского сада:
 принцип гуманизации, предполагает установление подлинно
человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе
«Детский сад – семья»;
 принцип
индивидуализации,
требует
глубокого
изучения
особенностей семей воспитанников, а также создания управляемой
системы форм и методов индивидуального взаимодействия;
 принцип открытости, позволяет осознать, что только общими
усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить
полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
 принцип непрерывности преемственности между Детским садом и
семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
 принцип психологической комфортности заключается в снятии всех
стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в
создании в Детском саду эмоционально- благоприятной атмосферы;
 принцип доступности (каждый желающий может участвовать в
мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт Детского
сада, официальная страница в VK);
 принцип доброжелательности всех участников содружества;
 принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной программы Детского сада не допускается никакого
принуждения).
 принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта,
красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических
4

ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой
самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной
культуре;
 принцип организации развивающего взаимодействия детей со
взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и
одновозрастном коллективах);
 принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных
представителей) воспитанников Детского сада на осуществление
ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания
неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
 принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики
ненасилия».
4. Организация работы по взаимодействию с семьёй
4.1.Разрабатывается план работы по организации взаимодействия
Детского сада с семьями воспитанников на учебный год, который
утверждает Педагогический совет Детского сада. Его содержание
определяется задачами, стоящими перед Детским садом и конкретными
условиями работы.
4.2.Организация взаимодействия Детского сада и семьи предполагает
следующие этапы работы:
 изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию
детей;
 группировка семей по принципу возможности их нравственного
потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы;
 составление программы совместных действий педагога и родителей
(законных представителей);
 анализ промежуточных и конечных результатов их совместной
воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия Детского сада и семьи:
 целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение
конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей
воспитанников);
 планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в
формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности
ребенка);
 конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации
или религии ценностей).
4.4.Общепедагогические и специфические условия к организации
взаимодействия Детского сада и семьи:
 сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией
5

























работы со всеми родителями (законными представителями) группы;
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников Детского сада;
одновременное влияние на родителей (законных представителей) и
детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные
отношения;
обеспечение в работе с родителями (законными представителями)
определенной последовательности, системы согласования личных,
индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания
на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников
Детского сада с родителями (законными представителями)
воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и
родителями;
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям
(законным представителям) воспитанников Детского сада.
4.5.Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
посещение семей на дому;
анкетирование;
наглядная пропаганда педагогических знаний;
родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного
и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных
установок, раздача памяток по теме собрания);
консультации,
инструктажи,
папки-передвижки;
семинарыпрактикумы;
презентации опыта работы;
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной
деятельности);
круглые столы;
деловые игры;
тренинги;
почта доверия;
семейные проекты;
творческие проекты;
тематические выставки художественного творчества, фестивали,
конкурсы;
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая
информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по
формированию ценностных установок детей);
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6.Организация методической работы с педагогами:
6

 семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и
проведение родительских собраний, повышение активности родителей
и формирование ценностно- ориентированного общения детей и
взрослых в семье и Детском саду, рекомендации по подготовке и
проведению нетрадиционных форм работы с родителями,
современные методики воспитания и обучения детей).
4.7.Методы и приемы сотрудничества Детского сада с семьей:
 методы активизации: выявление и формирование запроса родителей,
поиск форм и методов реализации, корректировки;
 методы организации совместной деятельности (планирование,
организация и контроль);
 методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка,
коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная
оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие Детского сада и семьи
5.1.Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех
участников образовательных отношений в дошкольном образовательном
учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их
родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2.Условия внутреннего взаимодействия:
 создание в Детском саду атмосферы общности интересов
педагогических работников и родителей (законных представителей)
воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;
 переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с
назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических
возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
 соблюдение принципа единства воспитательных воздействий Детского
сада и семьи;
 тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей)
воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и
образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки
зрения педагога.
5.3.Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и
педагогического коллектива Детского сада с общественными и социальными
структурами.
6. Обязательства Детского сада в рамках взаимодействия
с семьями воспитанников
6.1.Информировать
родителей
(законных
представителей)
воспитанников и общественность относительно целей дошкольного
образования, общих для всего образовательного пространства Российской
7

Федерации, а также образовательной программы дошкольного образования,
и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в
образовательную деятельность.
6.2.Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3.Создавать
условия
для
участия
родителей
(законных
представителей) воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в развитии,
воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
6.5.Обеспечивать
вовлечение
семей
непосредственно
в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6.Создавать условия для родителей (законных представителей) по
поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию
образовательной программы дошкольного образования, в том числе в
информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными
представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности взаимодействия Детского сада
с семьей
7.1.Изменение
характера
вопросов
родителей
(законных
представителей) воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю,
заведующему Детского сада, как показатель роста педагогических интересов,
знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
7.2.Рост посещаемости родителями (законными представителями)
воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление
родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей
(законных представителей).
7.3.Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4.Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений
и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие
родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках,
организуемых в Детском саду.
7.5.Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и
воспитательной значимости их помощи Детского сада в педагогической
деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных
представителей) воспитанников о воспитании детей в Детском саду.
7.7.Критерии анализа годового плана:
 планирование задач на диагностической основе с учетом анализа
достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
 учет интересов и запросов родителей (законных представителей)
8













воспитанников при планировании содержания мероприятий;
разнообразие планируемых форм работы;
планирование
работы
по
повышению
профессиональной
компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с
семьей;
разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам
Детского сада в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические
советы, семинары, работа в творческих группах, консультации,
деловые игры, тренинги и т.д.);
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных
педагогов с семьями воспитанников;
выявление
передового
опыта
семейного
воспитания
и
распространение его в Детском саду.
7.8. Критерии анализа планов образовательной работы педагогов:
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов,
нужд,
потребностей
родителей
(законных
представителей)
воспитанников;
разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9.Критерии анализа протоколов родительских собраний:
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания,
предложения со стороны родителей);
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей)
воспитанников при организации последующих мероприятий в
Детском саду.
8. Контроль

8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из
звеньев по реализации основной образовательной программы Детского сада.
8.2. Контроль
над организацией
взаимодействия Детского
сада с
семьями воспитанников осуществляется заведующим и
старшим воспитателем Детским садом.
8.3.Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
 посещать групповые родительские собрания с заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
 изменить планирование
работы
по взаимодействию с
родителями
(законными представителями) воспитанников по
производственной необходимости;
 привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам,
конкурсам и т.д.) в Детском саду.

9

9. Документация
9.1.Каждый педагогический работник Детского сада имеет
документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику
работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
9.2.В перечень документации включены:
 планы работы с родителями (законными представителями)
воспитанников по Детскому саду на учебный год;
 протоколы групповых родительских собраний;
 конспекты мероприятий;
 отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях,
диагностических исследованиях, анкетировании с выводами,
мониторинге;
 протоколы заседаний родительского комитета.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает
заслушивание отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и
перспективах дальнейшей деятельности.
9.4.Документация хранится в Детском саду в течение 3 лет.
10. Заключительные положения
10.1.Настоящее Положение о взаимодействии Детского сада с семьями
воспитанников является локальным нормативным актом, обсуждается на
Педагогическом совете и Родительским комитетом, вводится в действие
приказом заведующего Детского сада.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3.Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4.После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».